Upmind.ru

от стратегической неопределённости к смыслу

Как стать взрослым взрослым? Андрей Ретунский


Страница для печатиСтраница для печати

1. Введение
Эта статья является своеобразным продолжением статьи «Уровни зрелости». Цель данной статьи – показать путь для развития собственной личности. При этом предполагается, что развитие делается не ради развития, а ради собственной хорошей жизни.
Как говорилось в предыдущей статье, в поведении взрослого взрослого главным компонентом является достижение целей. Взрослый младенец просто живет на рефлексах, взрослый малыш – действует по освоенным правилам, взрослый подросток старается нарушать правила, взрослый юноша «утонул» в межчеловеческих отношениях. Взрослый взрослый также может использовать все это, однако это является лишь компонентами для его главной стратегии – достижение целей, больших и маленьких.

2. Цели.
Быть или не быть, вот в чем вопрос
В.Шекспир.

У каждого человека может быть очень много целей в жизни: поступить в университет, создать свое дело, вырастить детей, съездить в отпуск на Канары, дать по физиономии своему соседу и т.д. Но вот проблема – на все цели и задачи, которые приходят в голову, может и нескольких жизней не хватить.
Делать или не делать? Это очень не простой вопрос. Дело как раз в том, что человек успешный характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, чего он не делает. Можно смело сказать, что взрослые взрослые, как люди успешные в жизни, не делают очень и очень многого, тем самым не создавая себе проблем. А если что–то и делают, то чаше всего, хотя и не всегда, попадают в самое яблочко.
Чтобы дать себе ясный ответ на вопрос: «Делать или не делать?», взрослый взрослый задает себе другие четыре вопроса.
1. Возможно ли это?
2. Нужно ли мне это?
3. Что я получу на самом деле?
4. Стоит ли цель затраченных на нее средств?
Например, молодой человек устроился на высокооплачиваемую работу и начинает подумывать о покупке автомобиля в кредит. Если он поступит как взрослый взрослый он сначала проверит эту цель – «покупка авто в кредит» по четырем вопросам.

1. Возможно ли это?
Если кто–то в подобных условиях, с такой зарплатой, с такими же связями в банках, с такими же поручителями получал ссуду в банке, то ответ положительный. Если это никому не удавалось, то нужно в этом вопросе «копаться» намного глубже. Допустим, среди его друзей уже есть примеры получивших такую ссуду. Тогда следующий вопрос.

2. Нужно ли мне это?
То есть, для какой цели нужен автомобиль? Допустим, для того чтобы ездить на работу вместо того, чтобы толкаться в общественном транспорте, два раза за лето съездить на рыбалку, а также для того, чтобы повысить свой престиж в глазах своих товарищей.

3. Что я получу на самом деле?
Вот это как раз самый интересный вопрос. Предположим, наш молодой человек дает себе в своих конкретных условиях такой ответ: Он получит новенький автомобиль, которым он будет рад показывать друзьям, а друзья его от этого реально больше любить не будут, скорее наоборот; автомобиль будет из него регулярно «высасывать деньги» — на бензин, на стоянку, страховку, налог, на ремонты. Надо будет беспокоиться, как бы с его автомобилем чего не случилось. А еще мы же помним о кредите, значит, надо будет держаться руками и ногами за высокооплачиваемую работу, ведь за этот автомобиль надо будет рассчитываться несколько лет.

4. Стоит ли цель затраченных на неё средств?
На этот вопрос каждый может реально ответить исходя из своего опыта. При этом наш молодой человек как бы взвешивает на своих внутренних весах все положительные и отрицательные моменты той цели, которая будет достигнута, а также сложности процесса достижения цели, как–то: поиск поручителей, процедура оформления ссуды и собственно покупка автомобиля. Если положительная часть перевешивает, значит, есть смысл достигать этой цели.
Если при рассмотрении цели на какой–то вопрос не получается положительного ответа, то не обязательно сразу отбрасывать цель, можно ее изменить. Например, в данном примере взять автомобиль в аренду и поехать на нем на рыбалку, договориться с кем–нибудь, чтобы он подвозил на работу, и т.д. В итоге, тратятся усилия на достижение только той цели, которая успешно проходит проверку на все четыре вопроса.
Первые два вопроса из четырех достаточно просты, а вот следующие два требуют наличия жизненного опыта. Пока человек не повзрослел, то его опыта явно недостаточно, а к тому времени, как повзрослеет, чаще всего он продолжает мыслить по привычке. Вот и живет такой взрослый малыш, хотя пользуясь мышлением взрослого взрослого ему было бы гораздо удобнее.
Тому, кто хочет сменить стиль мышления на стиль взрослого взрослого, есть смысл в качестве тренировки задавать себе эти четыре вопроса, прежде чем что–то сделать. Мозг тренируется значительно быстрее мускулов. Реально достаточно проделать это несколько десятков раз, и это будет получаться очень легко. Если же не останавливаться на этом, и продолжить потренироваться еще, то после нескольких сотен повторений все вопросы и ответы на них будут «прокручиваться» в голове сами собой на интуитивном уровне. Точно также как опытный водитель интуитивно останавливается на красный свет.
Это же так удобно, когда внутренний голос подсказывает, как нужно поступить с наибольшей пользой для себя в конкретной ситуации. Однако есть еще одно серьезное препятствие, которое нужно устранить, чтобы ошибочно не принять за голос разума голос дракона.

3. Драконы

Как известно, драконов не существует,
но каждый из них не существует по–своему.
Станислав Лем.

Если человек поступает плохо, или даже подло, то мы можем ему сказать, что у него есть серьезный недостаток, даже просто порок. Вряд ли, мы услышим что–то хорошее в ответ. Можно об этом сказать по–другому: «Ты просто плохой человек, даже просто подлый человек». Возможно это ближе к истине, но, к большому сожалению, это еще дальше от того, чтобы человек мог воспользоваться нашей критикой и исправить свои недостатки. Есть еще одна один способ сообщить о недостатке. Сказать, что ты — парень очень даже хороший, просто ты попал под влияние: обстоятельств или неподходящих советников или еще чего–нибудь.
Дж.Стивенс в своей книге «Приручи своих драконов» творчески переработал труды русского ученого Г. И. Гурджиева, который в первой половине 20–го века изучал что–то в Тибете. В результате получилась такая мысль — Человек изначально хороший, а плохие драконы нашептывают ему свои мысли, которые человек по ошибке принимает за свои. Ценность такого подхода в том, что открыт путь к развитию собственной личности. Ведь достаточно научиться игнорировать мнение драконов, и тогда можно не тратить свою жизненную энергию на достижение их целей, а направить ее на свои цели.
Описано семь драконов: дракон высокомерия, дракон самоуничижения, дракон нетерпеливости, дракон мученичества, дракон жадности, дракон саморазрушения и дракон упрямства.
Очень подробно эти драконы описаны в выше упомянутой книге, которую написал Дж.Стивенс, а здесь я ограничусь краткой характеристикой.

Дракон высокомерия
Человек, объятый драконом высокомерия, всегда и везде пытается выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Он может приобретать самую модную одежду и самые дорогие автомобили, стараться получить научные степени или высокие должности, делать пластические операции или пытаться заполучить себе в спутники жизни какую–нибудь знаменитость. Делается это не потому, что от этого есть польза, а для того чтобы произвести впечатление на окружающих.
Этот дракон формируется в раннем детстве, когда взрослые и, прежде всего, родители, уделяли внимание ребенку не тогда, когда он в нем нуждался, а когда ребенок делал что–то стоящее родительского внимания. Выучил стихотворение – молодец, а не выучил – значит плохой. Приносишь хорошие отметки – мы тебя любим, нет хороших отметок – подождем до лучших времен.
Ребенку нужно родительское внимание и родительская любовь. Поэтому ребенок старается быть лучше, чтобы обратить на себя внимание родителей. А если не может реально быть лучше, то хотя бы выглядеть лучше.

Дракон самоуничижения
Человек, объятый драконом самоуничижения, действует прямо противоположенным образом. Он пытается доказать окружающим свою полную ничтожность – «Я человек маленький». Если человек, объятый драконом высокомерия, пытается занять место среди лидеров в незримом соревновании за внимание окружающих, то тот, кто объят драконом самоуничижения, старается занять место среди аутсайдеров.
Если ребенка, пытаясь воспитывать, часто ругали, и говорили, как он плохо поступает, то у ребенка может выработаться другая линия поведения. Он как бы соглашается с родителями: «Да–да вы правы, я плохой, я с вами полностью согласен». Это не позволяет получить родительской любви, но, по крайней мере, уменьшает проявление родительской нелюбви.

Дракон нетерпеливости
Человек, объятый драконом нетерпеливости, живет как бы с мыслью о постоянном дефиците времени. Для него привычный темп его действий – быстро и очень быстро. Если обстоятельства не позволяют ему действовать быстро, он начинает испытывать сильный стресс. Видимо в детстве, когда он что–то делал медленно, его торопили родители, приговаривая, что времени мало. Для ребенка время является совершенно непонятной абстракцией, это ведь не конфеты и не игрушки. В результате, от полного непонимания ситуации, у него вырабатывается привычка все делать быстро на всякий случай, даже если никакой потребности в скорости нет.
Очень заметны проявления такого дракона, когда «притормаживается» привычный ритм действий. Так и водителю и пешеходы, которые у светофора и ждут больше обычного, может показаться, что они стоит здесь уже целую вечность, и они легко могут разволноваться из–за этого пустяка.
Самое неприятное, что даже минутами отдыха такому человеку радоваться очень трудно. Им кажется, что время зря уходит.

Дракон мученичества
У каждого в жизни бывает что–то хорошее и что–то плохое. Человек, объятый драконом мученичества, акцентирует внимание на том, как ему плохо, чтобы было о чем поговорить с окружающими, и чтобы в виде жалости с их стороны получить внимание. Однако окружающим не очень–то нравятся, когда им все время рассказывают о плохом, и они стараются держаться дальше от таких рассказчиков.
Как и все остальные, этот дракон «выращивается» в раннем детстве, когда на ребенка обращали внимание тогда, когда его надо было пожалеть.

Дракон жадности
Мужчина имеет автомобиль «Москвич», но считает себя обделенным в жизни. Ну, разве это машина, вот если бы «Жигули», тогда это была бы жизнь. Вот он напрягся, а может быть, в чем–то ему повезло, и он сумел поменять свой автомобиль на заветные «Жигули». Но произошла странная метаморфоза в его сознании, и ему стало совершенно ясно, что, увы, «Жигули» — это тоже не то. Вот если бы «Toyota», тогда это была бы жизнь. Но если у него будет «Toyota», то она также перестанет его устраивать, и он будет мечтать о каком–нибудь Мерседесе. Вот и живет так человек, совершенно не ценя то, что у него есть. Ему все время кажется, что по ту сторону забора трава зеленее. Но как только он проберется через забор, то, увы …
Препротивный дракон, не правда ли? Этот дракон формируется так же в детстве. Ребенок долго ждет выходных, когда родители, оторвавшись от своих дел, смогут уделить ему достаточно внимания. Для ребенка это ожидание может быть очень длительным, и все это время он в «фоновом режиме» думает, что это не жизнь, а вот наступят выходные, тогда будет жизнь. Но наступают выходные, и жизнь как жизнь, ничего особенного.

Дракон саморазрушения
У каждого человека в жизни есть то, что подвластно, и есть то, что неподвластно. Все, что ему подвластно, составляет его зону контроля. Например, мужчина может поднять штангу в 50 кг, но не может в 100 кг. Есть какой–то предельный вес, который ему подвластен, превышение его может привести к травме. Тот, кто объят драконом саморазрушения, стремится попробовать поднять рискованный вес, чтобы знать границу своих возможностей. Также он желает знать, не отвалятся ли колеса на скорости 120 км/час на его старенькой машине, действительно ли он сможет разобрать боевую гранату, сидя на унитазе и сколько раз он может не приходить ночевать, прежде чем жена выгонит его из дома.
Видимо в раннем детстве у такого ребенка не было своего уголка, и тогда когда у него появилось что–то своё, то есть потребность убедиться, что это действительно так. Для него было очень важно знать границы своих возможностей, и он выбрал способ узнать эти границы – поставить ситуацию на излом.

Дракон упрямства
Что бы ни посоветовали такому человеку, он всегда будет возражать. Такая реакция сформировалась в детстве, когда ребенок подметил характерную особенность взрослых. Эта особенность состоит в том, что инициатива взрослых направлена против интересов ребенка, по крайней мере, как он их понимает. То его пытаются накормить невкусной манной кашей, то противные горчичники поставить, то рано спать уложат.
Наличие дракона упрямства способно усилить действие любого другого дракона.

Кое–что о драконах.
Все драконы являются подсознательными реакциями, поэтому человеку трудно их заметить на себе. Гораздо проще для начала разглядеть их на ком–нибудь в своем окружении, и только потом на себе любимом.
Драконы дают советы своему хозяину не непрерывно, а в определенных ситуациях. Этих ситуаций может быть больше или меньше. Но когда дракон включается, то проигнорировать его уже сложно, поскольку его речь подкреплена достаточно сильными эмоциями.
Выше было описано семь драконов, и реально у каждого человека они существуют полным комплектом. Однако какие–то могут очень редко проявляться, другие значительно чаще. Как правило, один из драконов лидирует. Забавно, что даже по внешнему виду человека можно определить его лидирующего дракона. Например, человек с драконом высокомерия, скорее всего, будет ходить, «задрав нос», а с драконом самоуничижения наоборот, часто выглядит так, словно он хочет стать незаметным на фоне окружающего пейзажа.
Драконы образуются в очень раннем детстве, до того как дети начинают осознавать себя, и поэтому человек, вырастая, ошибочно считает своих драконов частью своей личности. В этой статье много говорится о том, что дракон может сформироваться как издержки воспитания. Однако иногда это может быть просто в результате подсознательного копирования ребенком способа поведения взрослого.
О драконах можно говорить очень долго, вся художественная литература основана человеческих страстях и пороках, а большая часть пороков это и есть воплощение драконов. Гораздо полезнее было бы просто избавиться от них.

Избавление от драконов.
Основным способом является осознание того, что дракон – это не часть самого себя, а нечто чуждое нам, поскольку он подсказывает нам свои цели, отличающиеся от наших целей.

Гораздо проще обнаружить влияние дракона на тех людей, с кем приходится много общаться. Это как в поговорке: «В чужом глазу вижу соринку, в своем не вижу и бревна». После того, как научаешься обнаруживать дракона у других, гораздо легче это сделать у себя.

Весьма хорошим способом избавления от драконов была бы консультация с тем психологом, который реально умеет помочь пациенту как бы «вернуться» в глубокое детство и дезактивировать этих драконов в том периоде. К сожалению, этот способ требует наличия практикующих психологов очень высокой квалификации. Такие психологи есть, но их трудно найти, потому что они себя не рекламируют по причине и без того достаточного количества клиентов.

Поскольку спасение утопающих – дело рук самих утопающих, займемся самостоятельным избавлением от драконов. Вот хороший способ, который особенно удается детям.

1. Нарисовать поочередно все семь драконов, таким образом, как они представляются в воображении. Зачастую дракон саморазрушения может выглядеть израненным, дракон высокомерия – с вздернутым носом, и так далее. Здесь важно именно воплотить свою личную фантазию на бумаге, и не важно, насколько это кому понравится, главное, что вы каждого дракона отличаете от другого.

2. Под каждым драконом написать то, что он вам подсказывает. Например, дракон нетерпеливости может говорить: «Скорей, скорей»

3. Под предыдущими надписями подписать ваш ответ ему. Например, тому дракону нетерпеливости я отвечаю: «Тебе надо, ты и беги, а мне и та–ак хо-ро–шо». Опять–таки, не важно, кто какого мнения будет о ваших фразах, лишь бы они вам подходили.

4. Последний шаг — расскажите кому–нибудь о драконах и покажите ваши рисунки и подписи к ним.

Данное упражнение как бы формирует ваш автоматический ответ дракону, тем самым его дезактивируя.

Еще один способ справиться с драконом состоит в непосредственном сравнении результатов от подсказки дракона и результатов от голоса разума в текущей ситуации. Например, я занимаюсь в спортзале, и мне из всех соображений мне надо сделать весьма странное с точки зрения окружающих упражнение. Дракон мученичества говорит мне, что не надо делать это упражнение, поскольку я буду очень бледно выглядеть в глазах окружающих. А голос разума мне говорит, что от этого упражнения мое здоровье только выиграет. Мне теперь остается взвесить на мысленных весах, что для меня важнее: здоровье или мнение окружающих. Взвесив, я выбираю здоровье. Вот собственно и все.

И последнее соображение о драконах. Некоторым метафора о драконах может показаться слишком красивой, может даже стать жаль от них избавляться. Но это всего лишь метафора, и при желании можно ее поменять. Например, можно переименовать драконов в глистов. Разве солидно прислушиваться к мнению каких–то глистов?

4. Обучение на негативном опыте

И опыт, сын ошибок трудных.
А. С. Пушкин

Как уже неоднократно говорилось ранее, взрослый взрослый при совершении своих поступков опирается не на правила, а на свой собственный опыт, просчитывая последствия различных вариантов своих поступков и выбирая более подходящий.
Жизненный опыт бывает разный: нейтральный, положительный, отрицательный. Последний наиболее болезненный, и никто не желает его повторения, но, как известно, на ошибках учатся. Одна поговорка гласит: «Дураки учатся на своих ошибках, умные на чужих». Это не правда. Правда состоит в том, что умные — учатся, как на своих ошибках, так и на чужих, а дураки не учатся ни чему. Поэтому они и способны наступать на одни и те же грабли много раз подряд.
В данной главе мы рассмотрим два способа реагирования на свой собственный отрицательный опыт. Эти способы получили названия способ лягушки и способ принца.

Стратегия Лягушки

Однажды молодой человек выходит утром из дома и видит, что у его машины сняты колеса. Ход его мыслей:

1. Что случилось — колеса украдены.

2. Кто виноват? — жулики!

3. Что делать, чтобы жулики не могли украсть колеса? — надо ставить автомобиль на стоянку!

В дальнейшем этому молодому человеку остается только одно – ВСЕГДА ставить автомобиль на стоянку.
Правила поведения, с которыми мы живем, ограничивают наше поведение. Собственно по правилам живет взрослый малыш. Лягушка создает себе правила новые правила на основании своего негативного опыта.
Ведь ставить всегда машину на стоянку – дело очень хлопотное. Это значит нельзя машину оставить около магазина даже на 15 минут, нельзя приехать в лес и оставить машину даже в таком месте, где больше нет ни одного человека на 100 км вокруг. Это кажется странным — придумывать себе сходу подобное правило. Однако решение, принятое в пылу эмоций, реально оказывает значительное действие на последующую жизнь.
Здесь появляется очень неприятная тенденция: чем больше негативного опыта – тем больше новых ограничивающих правил. А чем больше ограничивающих правил, тем больше неприятностей в жизни.

Стратегия Принца

Вот тот же самый молодой человек выходит из дома и видит ту же самую картину: его машина без колес. Но у него теперь уже совсем другой ход мыслей:

1. Что произошло? — Колеса украдены
2. Как это случилось? – На машине были относительно новые колеса. Темное время суток и плохо освещенный участок двора. На машине не было сигнализации. Несколько последних дней машина оставалась на ночь на одном и том же месте, и жулики поняли, что у них есть время до утра.
3. Какая новая информация? – В этом дворе реально воруют колеса. То, что машина несколько ночей стояла на одном и том же месте, послужило для жуликов очевидным прогнозом, что машина будет стоять до утра и у них достаточно времени. Отсутствие сигнализации способствовало краже без шума. Плохое освещение двора также способствовало ворам.
4.Как ее можно использовать данную информацию? – Давайте посмотрим, как можно использовать каждую часть из этой новой информации.

В этом дворе реально воруют колеса. Можно оставить машину с плохими колесами, их не украдут. Или же с хорошими колесам, но закрутить их нестандартными болтами – замучаются откручивать. Как вариант, можно продать своим соседям по дому подобные (не обязательно идентичные) болты и заработать на этом. А можно просто подарить, и заработать не деньги, а дружеские отношение, что порой еще важнее.
То, что машина несколько ночей стояла на одном и том же месте, послужило для жуликов очевидным прогнозом, что машина будет стоять до утра и у них достаточно времени. Можно устроить ловлю жуликов на живца, поставив еще раз машину во дворе в плохо освещенном месте и заранее договорившись с милицией.
Отсутствие сигнализации способствовало краже без шума. Самое время поставить сигнализацию на автомобиль. Украденные колеса – весомый аргумент для того, чтобы деньги нашлись безотлагательно.
Плохое освещение двора также способствовало ворам. Почему бы ни ликвидировать недостатки в освещении двора? Начальник ЖЭКа должен вполне внять просьбе владельцев авто, особенно если этих владельцев несколько. В смысле тех, у кого еще не успели украсть колеса, но никто ведь не даст гарантии, что они не окажутся следующей жертвой. Забавно, что им может даже оказаться сам начальник ЖЭКа. Опять же и участковый инспектор также может высказаться по этому поводу, ведь не раскрытые преступления не улучшают его статистику.
Стратегия принца – это не способ выкрутиться из сложной ситуации. Это способ реагирования, при котором происходит обучение на собственном негативном опыте. При этом вместо образования новых правил, которые вели бы в сторону взрослого малыша, используется акцент на новой информации. Ведь именно принятие решений на основе информации и прогнозирование последствий разных вариантов собственных поступков, отстраняясь от эмоций, является сильной стороной взрослого взрослого.
Большинство людей используют для реагирования на свои неудачи именно стратегию лягушки. Поэтому, чтобы приучить себя реагировать более выгодным способом – стратегией принца, будет полезно составить конспект и первое время прямо по конспекту вслух проходить по этой стратегии: Что произошло? Как это случилось? Какая новая информация? Как можно использовать эту информацию?
Постепенно эта стратегия запоминается и следующим этапом будет использование уже без конспекта, по памяти, но с сознательным усилием. С каждым разом усилие будет все меньше. В конце концов, наступит такой момент, когда усилия уже не нужны. Вы вдруг обнаружите, что мысли самостоятельно протекают в нужном направлении. Кстати, после «мысленной обработки» неприятного события выход из него находится намного быстрее, поскольку чувства обиды и досады меняются на позитивные настроения.

5. Резюме

Умение ставить цели, двигаться к ним, используя свой жизненный опыт для прогнозирования последствий – это основной навык взрослого взрослого. Именно благодаря этому он имеет максимальные шансы «прийти» собственными ногами в сторону собственной лучшей жизни.
Дезактивация собственных драконов – задача также не из легких. Но тогда никто не будет подсказывать Вам то, что ошибочно можно принять за свои цели.
Стратегия принца позволяет использовать во благо свой негативный жизненный опыт, с которым приходится сталкиваться всем. Это намного лучше, чем в пылу отрицательных эмоций создавать себе правило типа «Чтобы я еще раз так сделал? Да ни за что!», поскольку эти правила будут тащить обратно в сторону взрослого малыша.
Эти три компонента являются основой для мировоззрения взрослого взрослого, и поэтому их освоение является очень серьезным продвижением в личном развитии. При том, люди успешные занимаются своим развитием не ради развития, а чтобы сознательно сделать свою жизнь лучше. А ведь это стоит усилий, не правда ли?

Желаю Вам удаче в становлении взрослым взрослым.

Андрей Ретунский. 14 ноября 2003 г


Фразы-цитаты

Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо.

— Виктор Франкл

Рубрики

Поиск

Зарисовки (литературный пробой повседневности)

Навигация

Фантастика и фэнтези издательства «Северо-Запад»

Ориентиры

Основные разделы

[ Y ] : [ 15.07.18 09:07 ]
[ Y ] : [ 14.07.18 13:50 ]
[ Y ] : [ 14.07.18 10:57 ]
[ Y ] : [ 13.07.18 20:56 ]
[ Y ] : [ 13.07.18 03:19 ]
[ Y ] : [ 11.07.18 00:56 ]
[ Y ] : [ 10.07.18 21:37 ]
[ Y ] : [ 10.07.18 04:37 ]
[ Y ] : [ 09.07.18 14:01 ]
[ Y ] : [ 09.07.18 10:47 ]

Последние комментарии



Сайт upmind.ru посвящён стратегическому мышлению — способу эффективного действия в ситуации неопределённости, меняющегося мира, универсальному методу достижения результата, создания адекватной картины мира, неумозрительной основе гармоничного развития способностей человека.