Upmind.ru

от стратегической неопределённости к смыслу

Идрис Шах. Слепые и слон


Страница для печатиСтраница для печати

Эта притча гуляет по инету в различных изложениях и интерпретациях (иногда с пометкой о суфийском происхождении). Насколько мне известно, первичный текст взят именно у Идриса Шаха. Суфизм, вообще вещь интересная.

 

За горами был расположен большой город. Все его жители были слепыми. Однажды какой-то чужеземный король со своим войском расположился лагерем неподалеку от города в пустыне. В королевском войске был огромный боевой слон, прославивший себя во многих битвах. Одним своим видом он повергал врагов в трепет.

Всем жителям города не терпелось узнать, что же это такое – слон, и несколько слепцов поспешили к королевскому стану, чтобы выполнить эту задачу.

Не имея никакого понятия о том, какими бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон.

Каждый из них, ощупав какую-нибудь его часть, решил, что теперь знает все об этом существе.

Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывая в глубоком заблуждении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто сам заблуждался.

Люди наперебой расспрашивали слепых экспертов, какой формы слон, и выслушивали их объяснения.

Человек, трогавший ухо слона, сказал: «Слон – это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер».

Но тот, кто ощупал хобот, сказал: «У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную».

«Слон могуч и крепок, как колонна», – возразил другой, ощупавший ногу и ступню слона.

Каждый из них ощупал только одну из многих частей слона. Каждый воспринял его ошибочно. Они не могли умом охватить всего: знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то додумали о нем, но были одинаково далеки от истины. Созданное умом не ведает о божественном. Нельзя проложить пути в этой науке с помощью обычного интеллекта.

 

Эта история приводится в переложении Руми – «Слон в темной комнате» и взята из его книги «Месневи». Учитель Руми, Хаким Санаи, приводит эту же сказку в более раннем варианте в первой книге своего суфийского классического произведения «Окруженный стеной сад истины».

У обоих авторов история обращается к одному и тому же аргументу, который, в соответствии с традицией, использовался суфийскими обучающими мастерами на протяжении многих веков.

 

Идрис Шах «Сказки дервишей»


Последующие материалы
Запись в блоге: Борьба слепых?

Я так и не смог

Я так и не смог уловить основную идею, что имел ввиду автор?ставки на спортпродажа валютыинтернет аукцион

антианонимус

Что тут не понятного? Каждый видит только часть мира, но считает, что видит весь и более того, стремится всем доказать, что именно тот кусок реальности которую он видит и есть реальность, но на самом деле все видят, в принципе правильно, но по частям, ибо подобны слепцам.

    Фразы-цитаты

    Ничто не должно приниматься без основания, если оно не известно или как самоочевидное, или по опыту.
    Сущности не следует умножать без необходимости.
    Напрасно пытаться посредством большего делать то, что может быть сделано посредством меньшего.

    — Оккам

    Поиск

    Зарисовки (литературный пробой повседневности)

    Навигация

    Фантастика и фэнтези издательства «Северо-Запад»

    Ориентиры

    Основные разделы

    [ Y ] : [ 20.06.17 02:03 ]
    [ Y ] : [ 20.06.17 02:03 ]
    [ Y ] : [ 19.06.17 22:20 ]
    [ Y ] : [ 19.06.17 22:13 ]
    [ Y ] : [ 18.06.17 08:13 ]
    [ Y ] : [ 18.06.17 08:13 ]
    [ G ] : [ 16.06.17 03:18 ] элитариум это
    [ Y ] : [ 10.06.17 01:29 ]
    [ Y ] : [ 08.06.17 12:22 ]
    [ Y ] : [ 06.06.17 05:40 ]

    Последние комментарии



    Сайт upmind.ru посвящён стратегическому мышлению — способу эффективного действия в ситуации неопределённости, меняющегося мира, универсальному методу достижения результата, создания адекватной картины мира, неумозрительной основе гармоничного развития способностей человека.