Upmind.ru

от стратегической неопределённости к смыслу

Идрис Шах. Слепые и слон


Страница для печатиСтраница для печати

Эта притча гуляет по инету в различных изложениях и интерпретациях (иногда с пометкой о суфийском происхождении). Насколько мне известно, первичный текст взят именно у Идриса Шаха. Суфизм, вообще вещь интересная.

 

За горами был расположен большой город. Все его жители были слепыми. Однажды какой-то чужеземный король со своим войском расположился лагерем неподалеку от города в пустыне. В королевском войске был огромный боевой слон, прославивший себя во многих битвах. Одним своим видом он повергал врагов в трепет.

Всем жителям города не терпелось узнать, что же это такое – слон, и несколько слепцов поспешили к королевскому стану, чтобы выполнить эту задачу.

Не имея никакого понятия о том, какими бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон.

Каждый из них, ощупав какую-нибудь его часть, решил, что теперь знает все об этом существе.

Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывая в глубоком заблуждении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто сам заблуждался.

Люди наперебой расспрашивали слепых экспертов, какой формы слон, и выслушивали их объяснения.

Человек, трогавший ухо слона, сказал: «Слон – это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер».

Но тот, кто ощупал хобот, сказал: «У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную».

«Слон могуч и крепок, как колонна», – возразил другой, ощупавший ногу и ступню слона.

Каждый из них ощупал только одну из многих частей слона. Каждый воспринял его ошибочно. Они не могли умом охватить всего: знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то додумали о нем, но были одинаково далеки от истины. Созданное умом не ведает о божественном. Нельзя проложить пути в этой науке с помощью обычного интеллекта.

 

Эта история приводится в переложении Руми – «Слон в темной комнате» и взята из его книги «Месневи». Учитель Руми, Хаким Санаи, приводит эту же сказку в более раннем варианте в первой книге своего суфийского классического произведения «Окруженный стеной сад истины».

У обоих авторов история обращается к одному и тому же аргументу, который, в соответствии с традицией, использовался суфийскими обучающими мастерами на протяжении многих веков.

 

Идрис Шах «Сказки дервишей»


Последующие материалы
Запись в блоге: Борьба слепых?

Я так и не смог

Я так и не смог уловить основную идею, что имел ввиду автор?ставки на спортпродажа валютыинтернет аукцион

антианонимус

Что тут не понятного? Каждый видит только часть мира, но считает, что видит весь и более того, стремится всем доказать, что именно тот кусок реальности которую он видит и есть реальность, но на самом деле все видят, в принципе правильно, но по частям, ибо подобны слепцам.

    Фразы-цитаты

    Мы умеем считать, но быстро забываем, как сказать, что мы считаем и зачем.

    — Дж.Вейценбаум. «Возможности вычислительных машин и человеческий разум (от суждений к вычислениям)"

    Поиск

    Зарисовки (литературный пробой повседневности)

    Навигация

    Фантастика и фэнтези издательства «Северо-Запад»

    Ориентиры

    Основные разделы

    [ Y ] : [ 16.09.17 15:53 ]
    [ Y ] : [ 12.09.17 08:40 ]
    [ Y ] : [ 12.09.17 02:45 ]
    [ Y ] : [ 09.09.17 12:53 ]
    [ Y ] : [ 06.09.17 11:35 ]
    [ Y ] : [ 05.09.17 03:25 ]
    [ Y ] : [ 29.08.17 12:57 ]
    [ Y ] : [ 22.08.17 10:23 ]
    [ Y ] : [ 21.08.17 19:01 ]
    [ Y ] : [ 21.08.17 10:28 ]

    Последние комментарии



    Сайт upmind.ru посвящён стратегическому мышлению — способу эффективного действия в ситуации неопределённости, меняющегося мира, универсальному методу достижения результата, создания адекватной картины мира, неумозрительной основе гармоничного развития способностей человека.