Upmind.ru

от стратегической неопределённости к смыслу

Александр Гордон. Зачем я это делаю, зачем я это делаю именно сейчас?


Страница для печатиСтраница для печати

На бумаге (на экране) это смотриться (читается) гораздо менее эффектно, чем звучит, но, тем не менее, прочитайте. Это «Хмурое утро - 10 лет спустя» эфир от 24.01.2007., в mp3, если не ошибаюсь, вообще смотрите на странице. Так вот, потрясающее, лёгкое объяснение проблемы со смыслами. Ценное хотя бы тем, что запоминается.

Короче. Смотрите. У меня никакого образования нет. Есть театральное. Оно не в счёт. Но иногда я им пользуюсь. В театре, особенно, если говорить о так называемой системе Станиславского, есть два таких представления, два понятия, с которыми я борюсь. Первое — это сверхзадача. И второе — это сверхсверхзадача.

Чем они отличаются? Считается, что для того, чтобы приступить к постановке спектакля надо взять материал литературный метериал, пьессу, или инсценировку. Ну или ещё какую-нибудь «весчь» и понять про что, ты её будешь ставить. Вот это «про что», то есть что ты, собственно, делаешь, это и есть «сверхзадача» вот этого события, этого спектакля. Отвечает на вопрос «что», «про что». Обычно это формулируется в красивой или не очень фразе. Например, великий Анатолий Васильевич Эфрос, который ставил спектакль по пьессе Шекспира «Отелло», формулировал свехзадачу так: про то, как обидели очкарика. То есть, у него Отелло был «очкариком». И играл его Николай Николаевич Волков. А Дездемону играла Оля Яковлева. Ну не важно. А Яго играл Дуров. А я декорации таскал. Но тоже играл.

А вот сверхсвехзадача, это то, зачем художник это делает. Какого хрена ему приспичило именно сейчас делать в своей жизни спектакль про то как обидели очкарика.

Если отвлечься от театральной терминологии, и вообще уйти из театра, захлопнув за собой дверь, желательно навсегда, и перенести эти смыслы и эти цели (потому что это разница) в нашу ежедневную, иногда похабную, иногда неузнаваемую, иногда омерзительную, иногда возвышенную.., в общем, сколько эпитетов не назовите — жизнь, то получается, что цель и смысл — совершенно разные категории. Можно поставить перед собой цель, при этом будет безсмысленной, потому что вы отвечате на вопрос «что» — «хочу купить дом» — это цель, это «что». А вот зачем вы хотите купить дом — это смысл.

Я почему об этом говорю: я последнее время общался с разными людьми, в том числе и молодыми и выяснил, что люди это путают.

Иногда человек абсолютно бессмысленную жизнь, то есть не отвечая себе на вопрос «зачем» представляет, как осмысленную, поставив перед собой некое количество целей или задач, то есть отвечая на вопрос «что я делаю», понимаете?

Я заговорил сегодня об этом, потому что я абсолютно убеждён, что какие бы цели вы перед собой не ставили, как бы эти задачи вас не манили необходимостью своего исполнения, если они не осмыслены контекстом вашего существования, то ничего, кроме фрустрации, простите за это слово, то есть разочарования, по исполнению этой задачи вы не получите. А фрустрация, то есть разочарование, приводит к депрессии. А депрессия иногда лишает смысла даже те вещи, которые вами были осмысли задолго до этого. Депрессия — это не просто болезнь.

Поскольку смысл - это фонарь, которым нужно освещать свою жизнь. Да, иначе темно будет, то многие на этом останавливаются. А вот у меня смысл... У кого-то смысл в детях. У кого-то ещё в чём-то. Тогда они ставят себе цели, для того, чтобы этот смысл был явлен. У меня вся жизнь в детях, это мой смысл. Значить я должна детям дать образование, купить одежду, поставить на ноги, накормить, напоить, спать уложить. В конце концов дети говорят "а я то ж зачем, у меня-то какой смысл. Ну хорошо, ты свои задачи выполнил, ну ты свою жизнь смыслом наполнил, а я-то тут причём. Начинается конфликт.

Так вот я хочу от вас услышать, различаете ли вы для себя эти смыслы и цели. Есть ли у вас эти цели и смыслы на сегодняшний день.

 

В эфире это было, разумеется, прикольнее, по-хулигански.

Ещё немножко прокомментирую. Есть фраза о томе, что весь мир — театр, а люди в нём актёры. Так вот получаетя что театральная кухня — это мир, причём аналогия очень смысловая.


    Фразы-цитаты

    Ducunt volentem fata, nolentem trahunt
    Желающего идти судьба ведет, нежелающего — влачит

    — Латинское изречение

    Поиск

    Зарисовки (литературный пробой повседневности)

    Навигация

    Фантастика и фэнтези издательства «Северо-Запад»

    Ориентиры

    Основные разделы

    [ Y ] : [ 16.09.17 15:53 ]
    [ Y ] : [ 12.09.17 08:40 ]
    [ Y ] : [ 12.09.17 02:45 ]
    [ Y ] : [ 09.09.17 12:53 ]
    [ Y ] : [ 06.09.17 11:35 ]
    [ Y ] : [ 05.09.17 03:25 ]
    [ Y ] : [ 29.08.17 12:57 ]
    [ Y ] : [ 22.08.17 10:23 ]
    [ Y ] : [ 21.08.17 19:01 ]
    [ Y ] : [ 21.08.17 10:28 ]

    Последние комментарии



    Сайт upmind.ru посвящён стратегическому мышлению — способу эффективного действия в ситуации неопределённости, меняющегося мира, универсальному методу достижения результата, создания адекватной картины мира, неумозрительной основе гармоничного развития способностей человека.